Массовость традиционной йоги.

ответственность верующего перед Богом

Плюсом таких восточных систем, как индийская йога или китайское ушу, считается долгая проверка временем. Все мы знаем закон диалектики (или интуитивно подозреваем о его существовании) о переходе количества в качество. В данном случае переход количества времени, которое существует система, в ее качество. Однако, системы создает не время само по себе, а люди, которые ими занимаются. Когда много людей увлекаются одним делом (тренируется), то естественно, что они пытаются решить какие-то проблемы, приходят к каким-то выводам, обмениваются информацией и достижениями и, в результате, создают что-то реально ценное для себя и для других. Отсюда простой вывод – если много людей занимались йогой и ушу долгое время, то, естественно, что в рамках этих систем накоплено большое количество ценных знаний и рецептов.

Мы, как правило, судим о прошлом на основании собственного опыта. В наше время основное население развитых стран сосредоточено в городах, где большинству людей очень не хватает двигательной активности. Поэтому сотни и тысячи людей собираются в залы и фитнесы для совместных тренировок в том числе по йоге, огромными тиражами издаются книги и журналы, а в Интернете лежат сотни видео на эту тему. Оставим на совести популяризаторов йоги и ушу их тысячелетнюю историю и попробуем оценить, сколько людей реально могло заниматься этими системами в традиционном (доиндустриальном) обществе.

До начала промышленной революции, что на Западе, что на Востоке, подавляющая часть населения жила в деревнях и работала «на земле». Крестьянский труд тяжел везде и во все времена. Физические нагрузки при работе хоть на рисовом поле, хоть на хлебном поле не оставляют ни желания, ни возможности для любых тренировок, а интересы нормального крестьянина заняты грядущим урожаем и сытостью его семьи, а не асанами или тао. Если сомневаетесь, то поезжайте в современную (уже механизированную и электрифицированную) деревню и попробуйте уговорить десяток работяг посетить вечером тренировку по йоге. Хорошо, если отделаетесь только матюками в свой адрес. Поэтому, условно, 95% населения традиционного общества из возможных адептов восточных систем мы можем смело исключить. Им эти тренировки по йоге как рыбе зонтик. Остается тонкая прослойка людей, живущих в редких для того времени городах, но и с ними не все гладко.

Традиционные восточные системы никогда не предполагали массовости и обмена информацией, а элитарность и сакральность традиции. Учитель лично обучал одного – трех учеников, которые, в свою очередь обучали одного – трех учеников. Жизнь вносила в этот процесс свои коррективы. Один ученик мог умереть от какой-то эпидемии, другой забросил йогу и подался в аналог древнего бизнеса и только третий оказался настолько упертым, что продолжал традицию. Таким образом, за сто лет заниматься системой могли… десять – пятнадцать человек, а традиция часто передавалась буквально от одного учителя одному ученику. В среднем современном фитнесе за год может заниматься людей больше, чем в какой-нибудь традиционной школе йоги или ушу за несколько сот лет. Понятно, что не все люди, посещающие фитнес, станут преподавателями, так и далеко не все ученики становились учителями.

Уверен, что люди в прошлом были не глупее, но и не умнее нас, даже если жили в Китае и Индии. Также как мы, они ставили вопросы и искали на них ответы, но количество адептов, а также отсутствие информационного обмена, накладывали свой отпечаток. Встречи между мастерами, учитывая количество последних и отсутствие средств связи, были скорее исключением, чем правилом. Такой-то мастер пошел странствовать по Индии и однажды на дороге встретил другого мастера. Они поговорили час – другой и разошлись в разные стороны. В те времена это было легендарное событие! Рукописи или сутры были короткими (йога-сутра Патанжали читается за 30 мин) и передавались из рук в руки, так как размножить их до изобретения печатного станка было невозможно. Максимум - переписать пару раз от руки. Да и читать эти переписанные рукописи до всеобщего начального образования было практически некому. Вполне можно представать себе ситуацию, когда несколько поколений учеников передают друг другу сутру мастера не умея ее прочесть.  Пожалуй, сложнее понять, как выжили системы, если преждевременная гибель даже одного мастера или его ученика могла привести к прерыванию и утере целой традиции.

Одним словом, не ведитесь, ни на древность традиции, ни на ее новизну, а всегда пытайтесь понять, с какой целью создавалась система, какими средствами располагает для достижения этой цели, какой результат и за какие сроки планируется получить «на выходе».
    

Присоединиться к занятиям вы сможете в студии йоги в Зябликово на метро Шипиловская и Красногвардейская . 

Почитать еще Статьи или Блог