Подрастающее поколение

Мы (Наталья и Дмитрий Медведевы) – поколение, выросшее в Советском Союзе. «Молодым везде у нас дорога» - пели в наше время еще сталинскую песню. К сожалению, в Советском Союзе лозунги всегда несколько отличались от реальной жизни. Как теперь мы видим (тогда это казалось естественным и единственно возможным), поле выбора советских людей было довольно узким. Мы были ограничены рамками одной, хоть и большой Советской страны. У нас были детские сады и школы с одной программой обучения и примерно равными условиями для всех. Преемственность поколений была очень развита, поэтому вузы часто выбирали родители. После вуза шло распределение, и люди ехали в другой конец страны, где и оседали до пенсии. Зато, родители, занятые на работе с утра и до вечера, не стояли у нас над душой. Мы сами занимали себя, сами искали секции и кружки, сами учились в школе (хорошо, если мама к концу недели просматривала дневник, а отличники и от этого были избавлены). У нас не было «виртуальной реальности» телефонов и планшетов, в которую можно уйти, зато мы учились жить в этой реальности. В результате мы выросли без особо широкого кругозора, сильно ограниченные, но работоспособные, самостоятельные и критичные (сказывалась практика постоянного сравнения жизни с лозунгами). Вот такой продукт «поздней советской эпохи».

В 90-х годах, после перестройки, рамки резко расширились. Страна стала, пусть и не равной, но частью мира – учи язык, приобретай нужную профессию и езжай в любую часть света. Родители могли выбрать элитный садик, школу, а то и гимназию с углубленным изучением того или иного предмета, платный вуз с разной степенью сложности обучения. Дети могли получить высшее образование и пойти мыть машины или мести двор, равно, как и обратное – с дворников сразу в предприниматели. Одним словом, если не все, то, по сравнению с советской системой, теперь стало можно очень многое. Пожалуй, такое резкое расширение поля возможностей застало людей врасплох. Поколение 90-х плохо ориентируется в этом море направлений, часто не умеет ставить цели и не знает, к чему стремиться. А тут еще резво стала развиваться виртуальная реальность. Не получается в реальной жизни – всегда есть выход или, точнее, уход. Достаточно включить телефон или планшет. Интернет и социальные сети – вот настоящая «реальность» этого поколения «большого пальца». Инфантильного поколения, которое, к сожалению, так и не научилось ни ставить цели, ни работать для достижения их.

Что имеем в сухом остатке? Мы, советское поколение, потихонечку доживаем свой век. Прочности у нас хватает с избытком. Инфантильное поколение 90-х воспитывать уже поздно, оно сложилось такое, какое есть. По известному высказыванию, кто виноват, уже понятно, но что дальше делать-то? Жизнь продолжается и на подходе поколение нового века. Как нам воспитать детей так, чтобы не повторять сделанных ошибок? Мы вывели для себя несколько правил:Что имеем в сухом остатке? Мы, советское поколение, потихонечку доживаем свой век. Прочности у нас хватает с избытком. Инфантильное поколение 90-х воспитывать уже поздно, оно сложилось такое, какое есть. По известному высказыванию, кто виноват, уже понятно, но что дальше делать-то? Жизнь продолжается и на подходе поколение нового века. Как нам воспитать детей так, чтобы не повторять сделанных ошибок? Мы вывели для себя несколько правил:

У ребенка обязательно должно быть «поле возможностей», притом, как можно более широкое. Подберите ему спортивную секцию, театральную студию, группу изучения иностранного языка, кружок моделирования – недостатка в подобных учреждениях сейчас нет. Не бойтесь большого разброса. Настоящие навыки всегда взаимодействуют между собой и ВСЕГДА пригождаются в последующей жизни. Да, придется водить, да, придется тратить время и деньги, но, в противном случае, если не дадите реальные увлечения, потонет в виртуальной реальности телефона или планшета.

Мы в три года отдали дочь на плавание. Плавали серьезно, всеми стилями, в том числе, в бассейне Олимпийский. В пять лет поступили в шоу-студию Аллегро, где уже через год-другой она начала выступать с сольными вокальными номерами на сцене. Думаете талант? Оказалось просто хорошо развитый на плавании пресс: работает диафрагма, а значит поставлено дыхание. Примерно в тоже время стали изучать язык и… сказался музыкальный слух и умение воспроизводить любые звуки. Дочь отлично воспринимает на слух звуки другого языка и без труда повторяет длинные фразы.

Начав обучение, будьте готовы к тому, что у ребенка будет получаться далеко не все. Дети эмоциональны, им надо и то, и другое, и лучше без хлеба, чтобы получилось все мгновенно, без труда пришли высшие результаты. Приготовьтесь регулярно слышать сопровождаемую слезами фразу крошечного человечка: «У меня никогда не получится!» и, как следствие: «Не хочу ходить, мне не нравится!» Большинство родителей ведутся на это, и бесконечно путешествуют из одной секции в другую, считая отсутствие результата у ребенка виной преподавателя. На самом деле мало найти секцию, потратить время, чтобы отвести на нее ребенка, заплатить деньги, порой немалые. Именно сейчас начинается настоящий родительский труд. Убедить ребенка, что для успеха нужно работать, работать и еще раз работать. Что если он (она) трудится и не отчаивается, то результат будет обязательно. Заинтересовать, объяснить, увлечь, заставить, в конце концов. Преодолеть, порой, со скандалом, в первый раз. Добиться, часто со слезами, во второй. Пересилить, иногда с истериками и отчаянием, в третий раз. И, о, чудо, у ребенка закрепляется связь между «тяжело и трудно сегодня» и «зато классно и легко завтра». И в четвертый или десятый, пятнадцатый раз он сам начинает добиваться того, что не выходит сразу, с небывалым упорством. И, самое интересное, ВСЕГДА добивается результата, для детей нет ничего невозможного! Таким образом, формируется и закрепляется привычка к работе и мотивация к преодолению трудностей.

И вот к годам 14-15, если все сложится, у подростка будет поле реальных навыков и интересов одновременно с умением и пониманием того, что для успеха нужно учиться и работать. Тогда уже можно смотреть, куда двигаться дальше. Понятно, что это поколение наделает кучу своих ошибок, но, по крайней мере, пусть они не повторяют наши.

 

[an error occurred while processing the directive]

Присоединиться к занятиям и послушать лекции вживую вы сможете в зале по йоге на метро Красногвардейская и Шипиловская и в зале по йоге в Москва-Сити

[an error occurred while processing the directive]

 

[an error occurred while processing the directive]

 

Почитать еще...